Дендропарки

Интерес к отдельным растениям, к коллекционированию приводил к чрезмерному насыщению сада разнообразнейшими деревьями и кустарниками, и в этих условиях было трудно создать художественное единства ландшафта, о котором так заботились садостроители XVIII и первой половины XIX ст. Многие любители считали, что если в саду или парке будет много красивых деревьев и кустарников, то от этого весь сад станет красивым. Такое понимание не способствовало художественному единству сада и вело к некоторому упадку садово-паркового искусства. Большинство садостроителей второй половины XIX ст. в буквальном смысле «из-за деревьев не видели леса», т. с. из-за стремления создать возможно большую коллекцию древесных пород не заботились о красоте всего паркового ландшафта.

Почти то же самое можно сказать и о цветочных украшениях того времени. В цветочных украшениях начинают преобладать ковровые растения, из которых создаются самые замысловатые рисунки и лепные украшения в виде ваз, постаментов и т. д., большей частью специально рассчитанных на удивление публики. Увлечение ковровыми растениями и лепными сложными клумбами сохранилось вплоть до XX ст.

Вторая половина XIX ст., за редким исключением, почти не дала ни одного художественно построенного парка. Очень мало уделяет внимания вопросам композиции садово-паркового ландшафта также и садовая литература этого периода. Вышедшие по данному вопросу книги в конце XIX и в начале XX ст. обычно посвящены устройству небольших приусадебных и дачных садов. И только в 20 веке садостроительство снова получает свое полное и широкое развитие, причем на совершенно новой основе — на основе более полного удовлетворения культурных запросов населения и создания для них условий здорового отдыха.