Изображение растительных групп

Не посвященный в эту закономерность, к сожалению, слишком часто думает, что при изображении растительных групп достаточно взять любую пеструю комбинацию, и вот вследствие этого и получаются самые грубые ошибки против естественно-исторической правды. Всякий, занимающийся изучением растений, тотчас же обратит внимание на картину, где отдельные растения сочетаются нередко совершенно невозможным образом; происходит это оттого, что автор не обратил должного внимания на удивительную закономерность сложения растительных ассоциаций. В этом случае не хватает гармонии, сказывающейся в великих и малых творениях природы, и в картине чувствуется диссонанс, настолько же неприятный, как и в музыке».

То, что требуется от картины природы, изображенной на полотне, еще в большей степени требуется от картины из живой Природы, какими являются растительные группировки в садово-парковом ландшафте.

В погоне за ложно понимаемым «разнообразием» в наших садах и парках еще часто встречаются насаждения, представляющие беспорядочное, диффузное смешение всевозможных деревьев и кустарников самых различных видов и форм. Часто на сотне квадратных метров сада или парка можно встретить 10—12, а то и 20 древесных пород. Примером такого бессистемного смешения на небольшой площади значительного количества пород может служить так называемый «Остров любви», или «Остров Цирцей», находящийся в верхнем пруду парка «Софиевка» в Умани. Остров имеет овальную форму длиной в 100 м и около 40 м шириной. В самом начале XIX ст., судя по картине Вальяма Аллана, пейзаж острова образовывали две породы: в центре острова плакучие ивы и по бокам две массивные плотные группы пирамидальных тополей. В конце XIX ст. массивные группы тополей широко разрослись, а вместо ив в центре острова был построен павильон. В начале XX ст. начались выпадение пирамидальных тополей и их замена другими породами.