А. Т. Болотов – русский ландшафтный архитектор

В своих картинах А. Т. Болотов с величайшей точностью передает акварелью исчезнувший пейзаж Богородицкого парка, считавшийся в свое время чудом целого края. Судя по этим рисункам, созданный Болотовым в Богородицке парк представлял собой хорошо устроенный ландшафтный сад романтического типа со всеми присущими этому типу сада аксессуарами: гротом, холмами, мостами, руинами и развалинами, под которые был использован обрыв из твердого разноцветного песчаника. К сожалению, уже в первой половине XIX ст. от этого парка и его песчаных сооружений ничего не осталось, но в свое время этот парк производил на тогдашних современников чрезвычайное впечатление. Под влиянием этих впечатлений в русских усадьбах конца XVIII ст. появилось много новых «натурально-прекрасных» садов.

Огромная эрудиция и личное знакомство со многими знаменитыми для того времени садами, а также опыт, приобретенный при устройстве замечательного Богородицкого парка, позволили А. Т. Болотову критически отнестись к господствовавшему в то время в Европе слепому подражанию английским садам, превратившемуся в своего рода англоманию. Со всей страстностью обрушиваясь на сады регулярные, А. Т. Болотов ни в какой мере не страдает, как Екатерина II, «англоманией». По этому поводу он пишет: «И как до сего времени привержен я был к системе Ленотровой и любил сады регулярные, так напротив того в сие время их совсем разлюбил и получил вкус в садах новых, названных садами иррегулярными, натуральными, ибо английскими сады сего рода грешно было назвать».

А. Болотов строго отличает создававшиеся в России сады ландшафтного типа от английских, считая, что называть их английскими просто грешно, и предлагает называть сады такого типа иррегулярными, или натуральными, т. е. природными, часто применяя к ним термин «натурально-прекрасные» сады, критически относясь к методам садостроительства в других странах, он являлся горячим поборником создания парков своего, русского типа. В своей статье «Некоторые замечания о садах в России» он указывает, что «французские, регулярные сады выходят из моды, над ними начинают уже смеяться. Английские же хотя и в моде, но слишком трудны и неудобны к произведению в действие. Итак, какие же нам делать и заводить и у кого перенимать манеры? На сие коротко в ответ сказать можно, что при нынешних обстоятельствах времени, в которое с садами во всей Европе происходит великая белиберда и разнообразные перемены, никакого еще одного и всеобщего вкуса не установилось.